mxm_bel (mxm_bel) wrote in discourse_ru,
mxm_bel
mxm_bel
discourse_ru

Category:

А.М. Пятигорский — Образование в современном мире

А.М. Пятигорский

Лекция в Академии народного хозяйства 29.09.2008г

Вступление А. Волков

Нынешний единый универсальный курс, который все должны проходить, и на который все должны скидываться в виде налогов — ему меньше 100 лет

В то же время, образование происходит не благодаря, а вопреки образовательным институциональным организованностям

Какую-то группу можно эффективно образовывать. Есть и технологии, и возможности

Но как быть с остальными? Что делать с маленькими частными системами и большими системами (куда поневоле затягиваются другие люди)

Чему учить?

В чем педагогические концепции?

В чем философия образования?


Пятигорский

Гуссерль: познание любого предмета — не познание, если мы первоначально не обращаемся к генезису этого предмета. Генезису массового образования — не 100, а 200 лет

Каждое слово должно быть объяснимо. Иначе происходит семиотическая путаница

«массовость» - социополитический термин

Вульгарное понимание: массовое — то, чего много...

Феноменология массовости: массовость — термин, придуманный для «среднего» человека, который полагает, что другие думают примерно так как он. Типа, «среднее мышление»

Главное назначение термина массовость — усреднение. Понятный и нормальный уровень мышления, из которого вырастают вульгарные языковые клише.

Массовое образование — умственный образ одного человека, который мыслит на «среднем уровне» и приписывает его всем остальным.

Массовый человек может быть идиотом, но даже идиотское содержание его мысли не им выдумано. Любой процесс культуры может инициироваться не снизу и не из середины, а только сверху! Вся массовость — она задается сверху.

Идея массового образования (Вольтер) — надо образовать народ. Аристократическая идея — образовать себя по высшему классу. Т.е., альтернативные позиции: «Надо образовать народ» и «надо образовать себя»

Кейс:

История «лучшего французского колледжа», свободного (бесплатного для всех. Включая иностранцев. Не отвергать чужое, а захватывать.), учрежденного Людовиком 14

Идея педагогической системы, которая нужна и для «народного» образования и для аристократии зародилась в Швейцарии.

Мой друг, ГП: «если система хорошая, то она хороша для всех»

- Юра, а ты спрашивал? А сможешь всех спросить? И левых и правых...

Поиск со второй половины 20-го века прослеживается новая идея :

Эффективность. Образование, как образование человека, который в своем деле будет эффективным. Эффективный ученый, инженер, гос деятель и прочий вульгарный вздор.

Образование — не для того, чтоб ты был эффективным, а для того, чтоб быть образованным! И все!

А зачем?

А ни за чем! Быть образованным — это не функционально. Это не для дого, чтобы действовать эффективным образом. Не для чего. Высшая цель человека — быть человеком, а не эффективным деятелем. Образование — аспект культуры, из которого вычтена функциональность!

Не для чего не нужное знание может быть феноменально полезно в бизнесе.

Да, я занимаюсь пропагандой. Потому что нужно дать возможность людям, которые слушают своих кретинов пап и мам и посылают своих детей в бизнес школы, вместо того, чтобы воспитать в своих детях любовь к знанию!

Реальная широкая образованность освобождает человека не только от идиотских правительств (они во всех государствах идиотские)..., но и от обстоятельств судьбы.

Альбер (Швейцария) начало 19 в: «Главное в образовании — выработать самостоятельного человека. Который может самостоятельно думать. Без системы»

И никакая массовость этого сделать не может. Она шаблонна. Она предполагает зависимость «по определению». Любая самая невинная, самая благая ориентировка на массовость — смерть индивида. Но если вы не индивид, то вы всегда игрушка в руках судьбы.

Кейс

Великая депрессия. Англия в заднице. Кошмар и жуть: Революционная пропаганда и консолидация фашистских сил.

Германский еврей и антропософ доктор Ган приехал из Германии в северную Шотландию: «давайте сделаю вам лучшую школу в мире». Придумал программу, сделал полную смету. Нашел лорда с пустующим замком и шестью детьми. Все должно быть только самым лучшим!

В любой школе учителя должны быть самыми лучшими, либо такая школа не нужна.

Через три года начался культ этой школы. Эта школа не готовит успешных людей — эта школа для того, чтобы выпустить мальчиков и девочек образованными.

Фельдшер, механик, электрик — все дети (и герцегов, лордов) сдают серьезный экзамен по этим трем профессиям. Кроме того, все обслуживание школы — на детях. У каждого мальчика и девочки — личный воспитатель.

Разговоры про массовое образование — отговорка.

Кому оно нужно? Кому нам? Стране? Правителям? Но как только начинается серьезный разговор, выясняется, что всем нужно разное. И при чем тут тогда массовость?

Это серьезный эпистемологический вопрос. Так кому нам?

Попадаем в ситуацию необходимости переопределения слов.

Мой друг Левада: если бы мне разрешили власти, я бы послал анкету: кому нужен мир? Уверен, что хотя бы один процент сказал: «мне мир не нужен».

Мальчик: «Мама и папа долдонят о мире, а я считаю, что мы должны начать войну и всех победить»

Понятие «Человечности» — феноменологически пустое, которое абсолютно отличается у разных людей — это сказал не я, Льюис Кэрол. Мы экстраполируем наш умственный уровень на всех людей, экстраполируем его на массы

Вопрос из зала:

В каком соотношении «образование» и «истина». Истина важнее родины — фраза из спектакля Лескова.

Возможно ли образование, в котором истина остается истиной?

Ответ:

Никакое образование не может быть функционально направлено на выработку этической позиции!

Но оно должна стать основанием для выработки этический позиции. Оно не должно отвечать на этот вопрос, но должно сделать так, чтобы ты мог его понять и сделать выбор.

Вырабатывая самостоятельных индивидов, образование должно приводить к тому, что образованный человек сам отвечает за то, что происходит вокруг.

В обществе, в котором разрушен реальный религиозный контекст, моральное поведение может быть выработано только тяжелой интеллектуальной работой

А Волков:

считаете ли Вы возможным указывать на некоторые параметры образованности?

Существует фантом фундаментального образования. Какие могут быть параметры образованности?


Ответ:

Возвращение к образованию, как к обучению фундаментальным естественно-научным и гуманитарным дисциплинам невозможно. С этим придется распроститься.

Необходимо создание новой содержательной программы, которой придется отойти от фундаменталистской модели. Вы исходите из понимания образования как классического институционального. Но социальная фрагментализация общества уже сегодня заявляет свои права.

Культурно-социально Россия, США, Бразилия — фрагментированные макросоциальные единицы. И все идет к дифференциации. Придется исходить из нужд и механизмов не империй и стран, а из фрагментированных единиц социальности. Паразитические институты государства в этом вопросе не помогут. Мы вступаем в мир фрагментизации и частной инициативы. И нужно придумывать не модели, а планы предполагаемого содержания. Нужно быть учеными, а не гос ловкачами.

Чем лучше империя устроена, тем скорее она найдет своего главного врага — человека, который захочет мыслить самостоятельно (по поводу Китай)

Tags: мышление
Subscribe

  • Освобождение от школ

    «Всеобщее образование посредством школьного обучения — недостижимая цель. И тут не помогут ни альтернативные образовательные учреждения,…

  • Школа психов. Рамки

    «Не надо спешить. У нас впереди сотни лет» Г.П Щедровицкий (не цитата по памяти) «И чем больше времени и сил вы посвящаете…

  • Школа психов. Рефлексия предыдущего обсуждения

    Обсуждали " Школа психов. Предисловие" xyznaetkto Этот «сторонник простых решений» очень точно обозначил одну из линий,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Освобождение от школ

    «Всеобщее образование посредством школьного обучения — недостижимая цель. И тут не помогут ни альтернативные образовательные учреждения,…

  • Школа психов. Рамки

    «Не надо спешить. У нас впереди сотни лет» Г.П Щедровицкий (не цитата по памяти) «И чем больше времени и сил вы посвящаете…

  • Школа психов. Рефлексия предыдущего обсуждения

    Обсуждали " Школа психов. Предисловие" xyznaetkto Этот «сторонник простых решений» очень точно обозначил одну из линий,…